Простой урок гармонии. Обучение за 1 час. Нотная грамота

Урок 6. Обучение гармонии — упрощенная программа. Удачные аккорды.

Я даже понимаю, почему люди пишут музыку, совершенно не интересуясь нотами. Таких аранжировщиков много. Это вездесущая проблема, на любых музыкальных порталах присутствуют люди, которые пишут ноты наугад… без понятия аккордов, гармонии и нотной грамоты. Они говорят: «Нееет, ноты это не для меня». Вся проблема в том, что гармония — оч. сложная наука. Многие дети заканчивают музыкальную школу без четкого понятия о гармонии. Толстые самоучители тоже не спасут положения — т.к. они отпугивают своими текстами, все кажется очень сложным.
А на самом деле все на много проще! Ознакомиться с музыкальной гармонией и научиться складывать аккорды можно прочитав один мой урок. Достаточно прочитать этот урок, чтобы написать музыку на уровне мировых Хитов! Ведь если заглянуть в хит-парад — там находятся композиции составленные из 3-4 аккордов. Ничего сложного.

Нотная грамота — наука, которая обучает нотному письму. Но я считаю, если вы пишите электронную компьютерную музыку, то нотный стан, партитуры, скрипичный ключ, … — все это не нужно… FL Studio не использует нотный стан и нотное письмо в ее классическом виде, там все на много проще!
В этом уроке я напишу как добиться гармонии в музыке, напишу простыми, понятными словами, с понятными картинками для примера — это и будет наша нотная грамота :)

Цель урока: Показать удачные сочетания аккордов. Музыкальная гармония — это просто!

Сейчас мы выучим гармонию за 3 шага :)

Шаг 1. Первое с чем надо познакомиться — это понятия Минор и Мажор. Т.е. нам надо только понять как они обозначаются.
A — это аккорд Ля-мажор.
Am — это аккорд Ля-минор.
B — это Си-мажор.
Bm — это Си-минор.
C — До-мажор
Cm — До-минор
В Fruity Loops они будут выглядеть вот так (см. картинку ниже)

harmony-1

Если вы обратили внимание, у минора средняя нотка немного ниже чем у мажора — и в этом единственное отличие.

Надеюсь понятно, если что-то непонятно, задавайте вопросы в комментариях (снизу). А также прочитайте предыдущий урок: Изучаем аккорды минорные и мажорные. Тональность Ля-минор.

Еще для любознательных, скажу обозначение вот такого значка # — это диез (та же нота, только на полутон выше).
Но мы сейчас будем обучаться гармонии на основе тональности Ля-минор, а это значит, что черные клавиши (и всякие диезы) мы трогать не будет (кроме редких исключений, об этом позже).

Шаг 2.
Тональность Ля-минор использует только белые клавиши из Piano-roll, поэтому посмотрите на нашу первую картинку (Рисунок 1), значит
аккорд
A (ля-мажор) нам не подходит — он использует черную клавишу C#.
Аккорд Am (ля-минор) использует только белые клавиши A, C, E — значит подходит.
Аккорды B и Bm вообще не подходят, потому что у них третья нота F# (черная).
Аккорд С (до-мажор) — подходит, это все видно из картинки.

И так далее…

Чтобы долго не мучиться, я могу сказать сразу, вот аккорды которые мы будем использовать:
Am, C, Dm, Em, E, F, G.
Всего-то 7 аккордов!!! :) Боже как всё просто!!!

Если вы новичок, используйте только 6 аккордов: Am, C, Dm, Em, F, G (этого достаточно, чтобы написать Хит по белым клавишам! :))

Все эти аккорды используют только белые клавиши в piano-roll, но есть исключение…
Это аккорд E (Ми-мажор) — он состоит из нот Ми, Соль-диез, Си. (в piano-roll это ноты: E G# B), но при этом никогда не использует ноту Соль (белую клавишу).
Почему?
Тайна кроется, наверное, где-то на востоке… Потому что именно в восточной музыке, арабской музыке, индийской музыке — тональность немножко отличается от западно-европейской, на одну ноту. Попробуйте сыграть на клавиатуре аккорд Ми-мажор, это ноты: Ми, Фа, Соль-диез, Ля, Си. Смотрите рисунок ниже.

akkord-E

100% вы почувствуете некий восточный мотив!

Обучение гармонии онлайн урок — вся суть на одной странице

И последний 3-й шаг.
Я сразу напишу удачные комбинации аккордов, все уже давно придумано, и не надо изобретать велосипед.
Запишите себе эти удачные последовательности аккордов, и используйте для написания грамотной музыки.

Am-Dm-Em-Am
Am-F-Dm-Em
Am-C-Dm-G
Am-Dm-C-G
Am-F-G-Am
Am-G-F-Em
Am-F-C-G

Am-Am-Dm-E
Am-F-Dm-E
Am-Am-F-E
Am-G-F-E
Am-F-C-E

Создаем свой трек с нуля Урок 1.
А в клубной музыке все на много примитивней, там бывает музыка на 2 аккорда и популярны такие комбинации:

Am-Am-Am-G
Am-Am-Am-E
Am-Am-Em-Em

И это далеко не все удачные последовательности аккордов. Я написал самые-самые удачные на мой взгляд.
Позже, вы сможете пополнить этот список своими любимыми комбинациями аккордов. Но даже этих вполне достаточно, чтобы написать сотню музыкальных суперхитов )

Теперь закрепим пройденый материал наглядным примером в картинках. Например, я создаю гармонию на аккордах Am-Dm-Em-Am (см. рисунок).

am-dm-em1

Все сделано правильно,
аккорд Am — нижняя нота A5
аккорд Dm — нижняя нота D5
аккорд Em — нижняя нота E5

Но необязательно так ровно выстраивать аккорды.
Если вы хотите, чтобы не было таких резких скачков гармонии вверх/вниз — можно сделать переходы более плавными. Для этого мы перенесем несколько нот на октаву вверх (см. рисунок ниже).

am-dm-em2

Во втором аккорде Dm мы перенесли 2 ноты вверх (на октаву). От того что мы перенесли ноту D5 на D6, а ноту F5 на F6 — аккорд не поменялся, это по-прежнему аккорд Dm (Ре-минор).
Т.е. важно понять, что сочетание нот Ре-Фа-Ля — это аккорд Ре-минор, но сочетание нот Фа-Ля-Ре или Ля-Ре-Фа — это тоже аккорд Ре-минор и он также хорошо и гармонично звучит!

Скачайте этот FL трек и вы сможете услышать, как звучат эти аккорды. И увидеть как они построены.

fl-icon

Этот урок раскрывает основы музыкальной гармонии и всего на одной странице. Добавьте эту страницу в закладки, она вам еще может пригодиться, если вы что-то забудете.
Пишите комментарии, а также можете делиться ссылками на ваши треки, созданные по данному уроку… и мы послушаем, оценим и дадим советы.

Поделиться...

Простой урок гармонии. Обучение за 1 час. Нотная грамота: 79 комментариев

  1. Доброго времени суток, читаю ваши уроки, но чувствую себя чайником. Поэтому хочется задать некоторые вопросы, которые меня мучают. Буду очень признательна, если подскажите, что такое ля-диез и до-диез? Это клавиша на фоно или сочетание клавиш?

    1. Masha_ya, диез (знак #) — это нота на полутон выше основной ноты, то есть, если нота Ля белая клавиша, то Ля# — это черная клавиша правее от ноты Ля. Но в используют эти ноты-диезы в другой тональности. В Ля-минор используют только белые клавиши.

    1. Если честно, Спасибо Вам за коммент, я узнал, что мои уроки кому-то пригодились, это меня успокаивает )

  2. Изучил и попробовал все уроки, спасибо, всё лаконично и интересно, продолжайте в том же духе, у вас отлично получается)) P.S. Заметно отличаетесь от видео-уроков по Fl-studio от рэперов-дегенератов))

  3. Спасибо большое! Очень хочется развиваться в этом плане. Раньше я совсем редко могла подбирать аккорды к осн мелодии и думала ,что чисто случайно получается. В посл время как-то продвинулась ,поняла,что есть взаимосвязи и теперь хочется их постичь… Спасибо огромное ,думаю Ваши статьи мне помогут .

  4. Очень информативные уроки, сложные вещи объяснены довольно простым языком. Скажете а где можно узнать другие примеры сочетаемости аккордов, по мимо тональности Am?

    1. Наверное, такой вопрос возникает в мыслях у многих начинающих. Вобщем так. Сначала изучаем Am (Ля-минор), изучаем долго, пробуем все возможные и вышеописанные комбинации аккордов. А потом станет ясно — что в других тональностях абсолютно тоже самое, только на на несколько нот смещено вверх или вниз (зависит от тональности). Так что главное разобраться и понять Ля-минор, а дальше будет еще проще. :)

  5. Так что главное разобраться и понять Ля-минор, а дальше будет еще проще. :)

    А зачем теория? Время менуэтов и полифонии прошло. Напеть мелодию в телефон, ввести в компьютер и он подберет гармонию.

    1. Василий, полифонию я обожаю. Даже если компьютер подберет гармонию, он никогда не сделает это так человечно и душевно, как профессиональный композитор. Поэтому программы нужны для того, чтобы упростить сам процесс аранжировки, но человека они никогда не заменят, человек должен управлять программой. Я с вами полностью согласен, теорию надо учить! Просто в данном случае, на сайте уроки для новичков, и мы изучаем Ля-минор. И Ре-минор ничем не отличается от Ля-минор (кроме смещения на 5 полутонов вверх) — тут все просто. Но это не значит, что уроки гармонии на этом заканчиваются…. скорее только начинаются )))

  6. Почему нельзя взять любые аккорды тональности ля-минор и составить их в любом порядке, и использовать для создания музыки ?

    1. Calibri, все же бывают неудачные последовательности аккордов. Такие сочетания аккордов вызывают неприятные ощущения, особенно это почувствуют профессионалы. Для построения комбинации аккордов существуют специальные законы — потому и появилась такая наука — Музыкальная Гармония.

    1. Андрей, нет не обязательно с А5. В аккорде Am (Ля-минор) обычно бас строится на ноте А5 (или А4 или А3 — это на слух определить). Ноты мелодий и аккомпанемента могут быть любыми: Ми, До, Ми, До… или Ми, Ре, До, Си… или До, Ре, Ми… или Ре, До, Си, Ля, Соль, Ля — В ОБЩЕМ КАК УГОДНО. Главное чтоб на слух нравилось. Экспериментируйте, или смотрите и учитесь на нотах чужих треков.

    1. Это зависит от инструмента, который загружен. Обычно До первой октавы, и вообще расположение октав инструмента можно изменить в настройках channel setting

  7. У меня часто именно так- например песня Yuri Kane- Right Back именно с ноты Е начинается.

    1. Есть 2 варианта.
      1. Почитать уроки сольфеджио (нотной грамоты). И тогда поймете, что Em — это тот же Am, только на 7 полутонов выше — и поэтому вместо ноты F используется нота F# (черная клавиша чуть выше ноты Фа).
      2. Либо в пианоролл создать ноты в Am, а потом выделить всё Ctrl+A и перетащить на 7 полутонов вверх. И так придется со всеми нотами, кроме барабанов.

    1. Fm это тоже самое что и Am — только на 8 полутонов выше (или на 4 полутона ниже — как больше нравится).
      Я пишу простым понятным языком. На самом деле это называется транспонирование аккордов (или тональности).

      Проще говоря, Fm тональность строится по нотам F G Ab(G#) Bb(A#) C Db(C#) Mb(D#) — т.е. используется 4 черные клавиши.
      Ab — это Ля бемоль (бемоль означает, что мы берем не белую клавишу Ля, а соседнюю черную ниже ноты Ля)
      Поэтому (Ab) Ля бемоль и (G#) Соль диез — это одно и то же.

      Вот кстати неплохая картинка
      http://all-krage.narod.ru/Musicschool/Theory06/zvuki_in_akkords01.PNG
      видно какие аккорды какие ноты используют

    1. Не использовать черные клавиши — это касается только тональности Am (Ля-минор).
      И это касается только новичков.
      А в тональности Fm обязательно надо использовать 4 черные клавиши (вместо 4 белых).

  8. Еще вопрос- какие ноты являются переходными при миноре а какие при мажоре. И какие ноты не использовать чтобы не было мажора а был лишь минор и наоборот

    1. 1. Если речь идет о тональности, то вот пример: мы уже знаем ноты тональности ЛЯ-минор — A B С D E F G A; А также знаем ноты тональности До-мажор — С D E F G A B C; как же узнать ноты тональности ЛЯ-МАЖОР ? Очень просто, удобно даже пользоваться нотами в пиано-ролл, например, впишите все ноты До-мажор, выделите ВСЁ мышкой и просто перетащите ноту До вниз на ноту ЛЯ.
      Как узнать ноты Ля-мажор
      В результате мы видим, что в тональности ЛЯ-мажор такие ноты — A B С# D E F# G# A — Ого!! целых 3 черных клавиши :)))

      2. А теперь самое главное! Работайте с тональностью Ля-минор до тех самых пор, когда начнете легко понимать какие аккорды удачные, и сможете легко их наигрывать с клавиатуры. И потом переход в другую тональность будет сущим пустяком!

      3. И самое-самое главное! В ЛЮБОЙ тональности есть и минорные и мажорные аккорды. Вообще (конечно можно) сыграть только на мажорах, но музыка от этого сильно вселей не станет. Или наоборот даже, можно сделать замечательный дэнс на минорах! Так что просто используте УДАЧНЫЕ аккорды, которые вам нравятся (и не важно миноры там или мажоры).

  9. И кстати мажор вовсе не веселая тональность почему то например D# мажор наоборот какая то потерянная и мистическая.

    1. Да, Семен, кстати я тебя понимаю :) Когда я начинал изучать аккорды, наигрывая мажорный аккорд струнными или пэдами, думал почему мажор такой печальный, и вовсе не веселый. Дело в том, что если пианист ударит по трем нотам (например) Ре-минор, а потом по нотам Ре-мажор, то Мажор будет немножечко не так грустный как минор — вот и ВСЁ! Это очень относительно-сравнительное понятие, и совершенно не обязательно об этом думать :)
      Настроение музыки зависит от ритма. Любые аккорды, если играть медленно такими протяжными нотами (струнными и pads) — то будет грустная музыка, если играть быстро, отрывисто, ритм пульсирует, ноты короткие — будет весело! :)))

  10. Кстати тут тоже не все так просто я уже экспериментировал и использовал только ноты которые входят в ту или иную тональность- в результате вместо Fm получается Cm а вместо Dm D мажор вопрос почему так? Стоит сменить последовательность нот и выходит другая тональность?

    1. Это как так менять тональность, чтобы вместо Dm стало D — минор не может стать мажором — или я что-то не понял в вопросе… :))

  11. Ну у меня так получается- хотя тут наверное просто есть доминирующая ступень- то есть 4 опорных ноты — а я видимо просто сдвинул тональность то есть например мне не нравится как звучит нота ре вместе с остальными нотами и я ставлю ноту до и вуаля звук приятен уху но тональность уже совсем другая. Некоторые ноты вместе звучат плохо нота фа и нота ми например поэтому и получается такая ерунда с тональностью. Также похоже у тональности Си мажор множество вариаций — так как у меня треки и ремиксы почти всегда в этой тональности. Чудеса что называется.

    1. Чудеса конечно бывают, но словами тут врядли разберешься… вышлешь flp — тогда прокомментирую :)

  12. Скажите пожалуйста , а как на счет трэп музыки, там вроде как бывают аккорды а иногда и нет, например вот этот трек Bo Deal – Take A Year Off [Prod. By Southside On The Track] . В нем есть главная мелодия и аккомпонименты, они так грамотно сочетаются , я не понимаю как так гармонично связывать главную мелодию с другими мелодиями у которых разным тэмбр и характер звучания. как так грамотно накладывать мелодии друг на друга? может там какие то принципы гармонии сохраняются?помогите пожалуйста разобраться:)

    1. В Trap музыке все банально просто! :) Там всё в одном аккорде. Берем например Am, и используем ноты Ля, До, Ми… Бас делаем на ноте Ля и иногда в конце ноту Соль можно использовать. Хотя…нет! Трэпу лучше придать мрачности, поэтому для мелодии используем что-то типа Си Ля Си Ля Си Ля До Си Ми. Вот эта нота Си — она не основная в Ля миноре, а проходящая(второстепенная). Но так как мы ее часто используем, то появится ощущение мрачности )))
      Ну это всего лишь пример…

  13. Спасибо громное за ответ!) можете еще сказать вот в этом треке тоже один аккорд YG Hootie – Fonk ? С уважением)

    1. О этот трек более уникальный! Там 2 аккорда :)
      У меня просто сейчас времени мало, но вот приблизительный набросок:
      ноты YG Hootie Fonk
      И темп надо подобрать…

  14. Вы не в курсе, бочка и басс 808 должны быть одной тональности или главное что бы только басс был в тональность трека?) Чувствую я тут много чего буду спрашивать )

    1. Бочку любую, главное чтоб на слух нравилось.
      Спрашивай ) но я могу исчезать на пару дней…

  15. Про диезы и бемоли отвечать могу я потому что сам играю на скрипке а вот знаний електр. Музыки у меня еще не хватает, админ! Ваши уроки мне ужасно нравятся, и ваш индивидуальны подход, и то что вы экипируете люде крутыми вст, но нуюны еще уроки, еслиаранжировка стала у меня лучше то есть у меня проблемы с мелодией продолжайте, на коленях прошу!!!!

    1. Да пофиг на ошибки :) все понятно
      Респект за скрипку!
      Давно уже задумано про мелодии урок написать. Но это надо на видео снимать :) Ибо на скриншотах будет не понятно. Так что проект на этапе созревания. А что на ютубе нет нормальных уроков по мелодии?

    1. Ну типа Спосибо! :))
      Но от меня ждать обновлений — это зря время терять ))
      Пользуйтесь Гуглом, пишем в поиске что-то типа
      1. Форум FL Studio — там общаемся, задаем вопросы.
      2. FL создание мелодии, FL как сделать ударные — находим уроки.
      3. VSTi плагины ищем и скачиваем на rutracker.org

  16. Здарова ребят) Объясните как создавать мелодию в 1 аккорд , я знаю что есть консананс и диссонанс но как ими пользоваться правильно не понимаю, знаю что надо как то обыгрывать консонансы — (основные ноты трезвучия) и как заканчивать правильно мелодию? у меня бывает заканчиваю не только тоникой или субдоминантой..бывает и шестой и четвертой ступенью, суть в том что мелодии я пишу но сути не понимаю)

    1. Братуха, да ты слишком много сольфеджио читал ))) Никакой сути нет! Пиши мелодии на слух, главное чтобы нравилось и тебе, и другим! И никаких тут жестких правил нет — все возможно… Люди будут слушать твою музыку без образования.

  17. Неск. Месяцев назад вышло флс 12, админ ты случайно не знаешь где достать? Демо ужасно понравилось….

  18. Спасииииииббооооо!!!! Вот мой фейсбук: nati1 sendler я просто обязан чтоб вы услышали мой радостный вопль

  19. Добрый день Админ.
    Все супер, большое человеческое СПАСИБО!!!!
    Писал чуть чуть треки без нот и акордов (методом тыка) но ваш урок кардинально меняет струю.
    Буду пробовать удачные сочетания, это на много упрощает роботу.)

  20. Здравствуйте. Спасибо за уроки. Можете посоветовать литературу? Какие книги/учебники стоит прочесть чтоб сложилось полное понимание всего потонцеала/возможности складывания нот и дальнейшие микширование трека. Хочю писать серъёзные композиции в жанре рок, эмбиент, трип-хоп, индастриал. Знаний нет а творить хочется :(

    1. Главное что хочется!!! Я всегда говорил — главное сильное желание. Остальное придет со временем.
      Не знаю, что сейчас актуально из литературы.
      Я лично читал Петелиных.
      Они там про все пишут профессионально, и про FL Studio тоже. У них сайт есть, поищите в поиске по запросу «FL Studio Петелины».

  21. ОГРОМНОЕ СПАСИБО! Ты лучший! Буду следить за твоими уроками, пожалуйста, старайся радовать чаще!

  22. Сколько же я перерыл информации и сочетании нот (гармонии) и только тут нашел, вот так сходу:) Огромнейшее спасибо!:)

  23. Здравствуйте. Существует ли какая-нибудь наглядная таблица аккордов для данной программы? Или что-то в этом роде? Просто я не могу понять, как построить по нотам тот или иной аккорд. Например, мне понятно, что аккорд G должен начинаться с ноты G в пиано ролл, а как дальше? Объясните, пожалуйста для непонятливых!)

    1. Если говорить простым языком, аккорд — это 3 ноты, которые нажимают через одну белую клавишу.
      Аккорд G, значит ноты G — B — D
      аккорды таблица

  24. Спасибо за ответы! Но у меня назрел еще вопрос:я никак не могу разобраться, как меня тональность (ну т.е. если отталкиваться от ля-минор, то чтобы получить новую тональность, на сколько клавиш нужно переносить все ноты вверх или вниз)?

    1. В октаве 12 полутонов. Переносить все ноты можно на любое количество полутонов, от этого будет меняться только название тональности. Например, если Ля-минор переместить на 5 полутонов вверх, то получится тональность ре-минор.

    1. Если вы изучили Ля-минор, то перевести аккорды в Ре-минор не составит труда.
      Просто поднимите все аккорды на 5 полутонов вверх и будет вам Ре-минор.
      Например: в ля-миноре Am Dm Em Am — тогда в Ре-миноре Dm Gm Am Dm .

  25. Любые аккорды, если ты имеешь в виду можно ли использовать мажорные аккорды в минорной тональности то да резумеется к приеру dm-d-cm -c
    Попробуй такое, я наобум написал эту последовательность акордов так что это возможно и не будет созвучным, в

  26. Отличные уроки! Админу респект! Случайно надыбал этот сайт и просто шокирован — сколько здесь полезной инфы!

  27. Мне надо просто подобрать аккорды (гармонию) в левой руке ,к мелодии в правой руке

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *